vivan755

Categories:

Тушиные потроха. Часть 2 — где у самолёта гидроусилитель руля

Начало тут https://vivan755.livejournal.com/1156.html

Фото 10
Фото 10

Вот они, родимые — штурвальные посты. Свежесобранные, ещё даже без баранок штурвалов — с голыми колонками (1). Висят колонки на мощных осях под цифрой 2, причём висят, как видим, сильно впереди оси, из-за чего перевешивают и их приходится уравновешивать грузом, но о нём позже. Тягая колонку на себя — от себя, пилот поднимает — опускает нос самолёта, крутя штурвал (которого пока нет) влево — вправо — накреняет влево — вправо для разворота, а для чего педали — просто так и не объяснишь...

Впрочем, для этого есть авиасимуляторы. Черенки педалей (3) — это и есть собственно педали путевого управления, а на них уже стоят тормозные педали 4 для раздельного торможения левой и правой опор шасси. Коромысло 5 — механизм регулирования педалей под рост лётчика, перемещая кресло и педали, можно идеально подогнать под себя рабочее место. Посты ещё не полностью собраны, но, как видим, первый пост — Равшан летать, педали подогнаны под минимальный рост, два пост — Джумшуд летать, три пост на самолёте нету...

Фото 11
Фото 11

Вот ещё почти пустая кабина — установлены посты со штурвалами на часть пьедестала с ручками аварийного торможения колёс (обведены).

Фото 12 - левое крыло
Фото 12 - левое крыло

А здесь видно, куда в оконцовке приходят серые трубчатые тяги — к гидроусилителям, вон они, три штуки правее центра снимка. Конкретно эти выпускают левый элерон-интерцептор — средство управления креном, если точно — завала машины в левый крен.

Фото 13
Фото 13

Это картину видел каждый, кто сидел с видом на крыло, но в ином ракурсе... Так понятнее, за счёт чего — интерцептор полностью выпущен, видны блестящие штоки гидроусилителей. Будь дело в воздухе — машина за счёт потери подъёмной силы на левом полукрыле пошла бы на левую бочку...

Фото 14
Фото 14

Вернёмся в техотсек. Сниму теперь со вспышкой, так понятнее будет... Итак, 1 — трёхплечая качалка, передаёт силу с педалей дальше. 2 — знакомая автомобилистам (и не только) тавотница, через неё можно пробить смазкой опору оси качалки. 3 — тот самый груз, которым уравновешиваются колонки. А дальше самое интересное...

Кто сравнивал машины с гидроусилителем руля и без — знает, что гидрач не даёт так чувствовать дорогу, как голое рулевое. Так вот, гидроусилители Ту-154 не дают чувствовать скоростной напор вообще. Чтобы обозначить нужную для пилотирования нейтраль, стоят пружинные загружатели, и под цифрой 4 — пружинный загружатель руля направления, то есть педалей. А чтобы можно было смещать нейтраль, например, чтобы самолёт не тащило в сторону при отказе бокового двигателя — загружатель можно подвинуть при помощи механизма триммирования 5.

6 — тяга к гидроусилителю руля направления (одна из многих, гирлянда тяг идёт через весь самолёт, но подогнаны они так точно, что люфт около нуля), тяга 7 — к гидроусилителям руля высоты (их два), огромная железяка под цифрой 8 связывает штурвальные колонки, тяга 9 — педали левого и правого лётчиков. А 10 — автоматы аварийного торможения колёс АТК, когда тянешь ручки аварийных тормозов (фото 11) — именно они дают давление в линии аварийного торможения. Такие же точно АТК подсоединены к педалям для рабочего торможения.

Фото 15
Фото 15

Сместимся правее. 1, как несложно догадаться — правый пост управления, а слева от него — гроздь агрегатов канала продольного управления (руля высоты, РВ), самого сложного. 2 — основной загружатель, он же взлётно-посадочный, 3 — следящая тяга, отключает автопилот при страгивании колонки пилотом. 4 — механизм триммирования РВ типа МЭТ-4У, даже по фото видно, что он сложнее, чем в канале курса.

Руль высоты в ходе полёта триммируется для балансировки довольно часто, изменилась скорость — центровка поменялась, стюардесса пришла с тележкой ил хвоста на кухню — тоже поменялась, поэтому в продольном канале стоит сверхнадёжный сдвоенный МЭТ-4У, а в каналах крена и курса хватает одинарных МП-100... Под цифрой 5 — датчик положения триммера РВ, выдающий данные в «чёрный ящик» (МСРП).

Фото 16
Фото 16

Взгляд с дугой стороны. Третье лицо в команде, под цифрой 1 — полётный загружатель. Продольный канал опасен тем, что нерасчётливым рывком колонки на себя можно просто поломать самолёт — ведь подьёмом носа мы увеличиваем подъёмную силу, борющуюся с силой тяжести (весом). Поэтому на скорости выше 400 км/ч, при убранных закрылках, когда руль высоты за счёт мощной обдувки становится эффективней, чем надо — подключается дополнительный загружатель. Он значительно, раза в три, увеличивает усилие взятия на себя. От себя же, на невесомость, сунуть не мешает.

Подключается он механизмом под цифрой 2, шток убран, как на фото — загружатель отключен. 3 — механизм включения ограничителя хода руля направления, назначение примерно то же, что у полётного загружателя РВ — не дать поломать киль работой педалями до упора на больших скоростях. 4 — выпрямительное устройство ВУ-6Б, на Ту-154М стоят именно такие, они вдвое меньше и легче ВУ-6А.

Фото 17
Фото 17

А это механизм включения полётного загружателя РВ, я клещами откручиваю разъём на механизме привода МП-100. Снять-поставить этот МП — занимательная операция, сродни удалению гланд через кишечник... На фото шток выпущен (справа, не виден), ролик в узкой части паза, при работе колонкой упирается в края паза, передавая усилия на загружатель. А если шток убран — ролик свободно ходит в широкой части паза, ничего не передавая.

Далее перейдём к стоящим в отсеке блокам. Жду комментариев!

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your IP address will be recorded